Аллах (сам) в ясной форме установил те категории объектов, куда нужно обращать Закят. Аллах сказал: «Поистине, садака (Закят, милостыня) для нищих и бедных и тем, кто этим (сбором, распределением) занят, и тем, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для расходов на пути Аллаха, и для путников. Поистине Аллах – Знающий, Мудрый». Сура ат - тавба: 60.

Далее мы объясним, что представляет собой каждая категория из этих объектов.

Нищие: те, кто не может обеспечить себе ежедневное пропитание. Бедные: те, кто не в состоянии обеспечить себе основные средства пропитания. Имеются разногласия между правоведами по поводу того, кто больше всего нуждается в Закяте.

Занятые Закятом: те, кто занимаются сбором, хранением, охраной и распределением Закята, также в их обязанности входит вопросы управления, контроля и пропаганды.

Те, чьи сердца нужно привлечь: они не являются бедными, но им причитается Закят, чтобы их сердца склонились к Исламу, или чтобы предотвратить зло, которое может исходить со стороны врагов Ислама. Освобождение рабов: имеется в виду рабы мусульмане, либо захваченные в плен, или заключенные в тюрьму - находясь на пути Аллаха. Сюда также входит и расходы на обеспечение их семей.

Должники: те, кто попали в долги и не могут их погасить, или те, кто задолжал, примиряя враждующие стороны, или те, кого настигло несчастье, вследствие чего потеряли свое имущество.

На пути Аллаха: расходы и усилия предпринимаемые для возвышения слова Аллаха и Его религии

Путники: путник – мусульманин, который потерял имущество, или истратил его на своем пути. Сюда входят переселенцы, беженцы, покинувшие свои дома из-за войны, и те, кто в поисках знаний лишились средств.

Общие положения Шариата относительно объектов, по которым следует распределять Закят.


Основные нормы распределения Закята: При уплате Закята следует иметь чистое намерение, так как всякое дело в Исламе зависит от намерения. Закят одно из самых предпочтительных дел в Исламе, потому что он является и поклонением и выражением восхваления Аллаху.

Закят допускается выплачивать в виде денег или натурой (товаром), но лучше всего, чтобы при уплате Закята учитывались интересы бедных и нуждающихся.

Недозволительны попытки хитростью или уловками избежать уплаты Закята, злонамеренно тратя свое имущество, подлежащее к Закяту. Потому, что Закят это один из видов поклонения, и оно требует искренности и неподдельности.

Закят нужно распределяется там, где проживает сам закято- плательщик, нельзя его перемещать, кроме как по необходимости, усматриваемой Шариатом, например близким родственникам, которые находятся в бедственном положении.

Желательно, чтобы Закят выплачивался, как можно скорее, ради удовлетворения потребностей нуждающихся, и нельзя его откладывать, кроме как по необходимости, усматриваемой Шариатом. Допускается выплата Закята до наступления обязательного срока, если на то есть необходимость, или это служит интересам нуждающихся.

Срок давности затягивания выплаты Закята не высвобождает закято- плательщика от его обязательности. Даже если он умрет, его наследники должны выплатить Закят из оставленного им наследства, до того как оно будет распределено между наследниками. Потому, что Закят в первую очередь - долг перед Аллахом.

Желательно, чтобы Закят распределяли по нескольким объектам. Разрешается покупать средства производства или ремесла и вручить их бедному в качестве уплаты Закята, чтобы он смог иметь работу за счет этих средств и превратить их в эффективную производительную силу. Нельзя давать Закят тем, кого закято-плательщик обязан содержать, как например, отцу, детям или жене.

Разрешается жене давать Закят своему бедному мужу. Предпочтительнее распределять Закят между бедными и нуждающимся из числа родственников и соседей, так как в этом есть укрепление родственных уз и установления добрососедских отношений.

Можно перемещать Закят на места, где мусульмане сражаются на пути Аллаха, где бы они ни находились, на дальнем востоке или на дальнем западе.

Нельзя давать Закят фасику – грешнику, также работоспособному, или неверующему, за исключением того, что Закят дается ему, чтобы привлечь его к Исламу.

Нельзя давать Закят рабочим, которые работают у закято-плательщика, так как в этом есть обратная выгода для закято-плательщика. Он имеет право давать им добровольную милостыню в качестве благотворительности.

Нельзя вычитать Закят из долга закято-плательщика в пользу закято- получателя, которому он должен.

Разрешается использовать часть Закята для призыва к Исламу (пропаганды).

Кто отвечает за распределение Закята по предназначенным объектам


Ученые единогласны в том, что сбор Закята по справедливости, расходования его по праву, а также оберегание его от посягательства, является обязанностью власти.

Доводом тому служит слова Аллаха: « (Это) те, которые, когда Мы им даем на земле власть и авторитет, совершают молитву, дают закят, повелевают добром и отвращают от беззакония». Хадж : 41. Это то, чему придерживались Пророк и его преемники после него.

Если власть не исполняет свою роль в качестве закято-распорядителя, то следует учредить организацию или какое либо учреждение, или сообщество, или комитеты, которые бы занялись этой обязанностью так, чтобы это было под надзором государства. Так как эти учреждения будут более искусно и квалифицированнее развивать источники Закята и тратить его на законные мероприятия, чем отдельные частные лица