Закят аль-Фитр - это милостыня, которая становится обязательной в день разговенья по завершению месяца Рамадан. Выплата Закята Аль- Фитр является обязанностью каждого мусульманина, будь он отдельной личностью, рабом, свободным, мужчиной, женщиной, ребенком или стариком.

Закат аль-Фитр - это очищение для постящегося от грехов злословия и пустословия. Его также называют: «милостыня Аль-Фитр», или «милостыня Рамадана» или «Закят за душу, человека».

Юридическое обоснование и мудрость Закята Аль-Фитр


Закят Аль-Фитр был предписан во втором году хиджры. Он является обязательным по мнению большинства ученых – правоведов. Некоторые ученые утверждают, что он входит категорию устойчивой сунны (сунна муаккада). Доказательством его обязательности является Аят из Корана: « И тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж : 24-25.Также как Закят Аль-Фитр является неотъемлемым правом бедных в имуществе богатого в месяц Рамадан.

Имеются много хадисов Пророка, подтверждающие обязательность Заката Аль-Фитр.

Ибн Аббас говорит: « Пророк обязал закят Аль-Фитр, как очищение для постящегося от грехов сквернословия и пустословия, и как в качестве пропитания для бедных. Для того, кто его уплатит до праздничного намаза, то это одобряемый закят, а тот, кто уплатит его после намаза, то это милостыня из милостынь».

Из чего следует выплачивать Закят Аль-Фитр


Имеются разногласия между правоведами на счет того, какие виды пищепродуктов подлежат к Закяту Аль-Фитр. Но в основном противоречия происходят вокруг определения Пророком видов пищепродуктов, подлежащих к этому виду Закята.

Пророк обязал Закят Аль-Фитр саа (мера веса) из пшеницы, или из ячменя, или из фиников, или из изюма. Эти пищепродукты были в преимущественном употреблении в Медине. А что касается жителей других регионов, они должны платить саа Закята из того, что они преимущественно употребляют в пищу, как, например, рис, кукуруза, мука и т.п. А если в их употреблении преобладает молоко, или мясо, или рыба, то они должны платить Закят Аль-Фитр из них. И это мнение большинства ученых правоведов.

В принципе Закят Аль-Фитр нужно платить натурой, т.е. продуктами питания по мнения большинства правоведов, однако некоторые придерживаются того мнения, что нужно платить деньгами, если положение бедных требует этого.

Доводы, обосновывающие, что можно платить Закят Аль- Фитр деньгами


Ибн Каййим говорит: Закят должен служить интересам тех, кто его платит и тех, кому он предназначен. И никто не может быть обременен против его возможностей, так как это противоречило бы легкодоступности и динамичности норм шариата. То, что полезно нуждающимся и есть достойное место назначения Закята. Если их интерес в том, чтобы им Закят платили деньгами, то в этом нет никакого запрета. Это мнение сторонников мазхаба Ханафи и некоторых современных правоведов, как Кардави и всемирной организации по закяту. Примером может служить тот факт, что в больших городах, порой, закат аль-фитр выплачивается пшеничным зерном, в конечном итоге, не выполняя, своей практической роли становится лишь условным выполнением ритуала.

Мера Закята Аль-Фитр


Мера Закята Аль-Фитр исчисляется в мере сыпучих тел одного саа, который выплачивается из пищепродукта преимущественного употребления. Саа в современном исчислении равен 2,25 к.г.

Основываясь на сказанном, можно заключить, что мусульманин должен выплатить одину саа из пищепродукта, преимущественного употребления или его стоимость в деньгах, если в этом есть потребность для бедных. Мусульманин обязан уплатить Закят Аль- Фитр за себя и за тех, кого он обязан содержать.

Кто обязан платить Закят Аль-Фитр и когда его нужно выплачивать?


Выплата Закята Аль-Фитр является обязанностью каждого мусульманина: мужчин, женщин, детей, стариков. Мусульманин обязан уплатить Закят с заходом солнца в последний день Рамадан за себя и за тех, кого он обязан содержать, как, например, жену, детей, слугу и родителей.

Рассказывают, что сподвижники Посланника выплачивали Закят во второй половине месяца Рамадан, а некоторые за день или за два дня до дня разговенья. Затягивание с выплатой Закят Аль-Фитр не освобождает от этой обязанности, пока нуждающийся не получит его. Ученые единогласны в том, что его необходимо выплатить до праздничного намаза, ибо он будет считаться лишь милостыней.

Можно передать его в благотворительные организации или комитеты по Закяту, чтобы они распределили его по назначению, так как они имеют большой опыт распоряжаться им.

Кому предназначается Закят Аль-Фитр


Ученые считают, что объектами назначения Закята Аль-Фитр являются те же, что и объекты назначения имущественного Закята. Аллах четко определил их в Коране, сказав: «Поистине, садака (Закят, милостыня) для нищих и бедных и тем, кто этим (сбором, распределением) занят, и тем, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для расходов на пути Аллаха, и для путников. Поистине Аллах – Знающий, Мудрый». Сура ат - тавба: 60.

Основываясь на этот Аят можно четко определить объекты распределения Закята Аль-Фитр и тех, кто заслуживает. Это: бедные и нуждающиеся, которые живут ниже прожиточного минимума; также он предназначается тем, кто недавно принял Ислам или тем, кого Ислам привлекает.

Разрешается ограничиться его распределением только между бедными и нуждающимися. Этого мнения придерживается мазхаб имама Малика и Ибн Таймийа, так как хадисы Пророка намекают на то, что Закят Аль-Фитр – пропитание для бедных.

Место, где нужно выплачивать Закят Аль-Фитр


Предпочтительнее, чтобы Закят Аль-Фитр выплачивался там, где постился сам закято-плательщик. Если он живет в одном месте, а постился в другом, то следует выплатить Закят там, где постился – это мнение мазхаба Ханбали и Шафии.

Современные ученые разрешают перевозить Закят Аль-Фитр на другое место, если там, где его выплатили, нет нуждающихся или тех, кто его заслуживает.